Half-Life: Alyx – полноценная представительница серии Half-Life. Может, это и не Episode 3, но и не какая-то куцая побочная история. Игра подхватывает стремление Half-Life расширять пределы возможностей PC-гейминга, на этот раз сосредоточив внимание на виртуальной реальности во всех её геймплейных и повествовательных аспектах. И ей удаётся возродить серию после мучительного ожидания длиной в 13 лет. Во многих отношениях Half-Life: Alyx – это флагман однопользовательских VR-игр, в котором сейчас так нуждается индустрия.
Первая Half-Life заслужила своё место в истории благодаря подходу к повествованию, при котором всегда ощущаешь себя посреди событий. Игра не обрывалась ради очередной сюжетной заставки, игрок управлял Гордоном Фрименом и был волен изучать окружение даже во время ключевых сцен. Half-Life 2 подняла ставки с гравипушкой, сделав упор на проработку физики, что оставалось серьёзной задачей практически для всех трёхмерных игр, вышедших после неё.
И вот теперь Half-Life: Alyx позволяет Valve использовать все наработки, заложенные в платформу SteamVR, HTC Vive и собственный VR-шлем Index. Других вариантов нет: чтобы снова повоевать с Альянсом, понадобится гарнитура виртуальной реальности и приличный компьютер. Разумеется, это привело в ярость многих игроков, больше десятка лет ожидавших продолжение Half-Life 2: Episode 2. И честно говоря, мне трудно их винить. Ситуация похожа на приставленный к голове пистолет – или запрыгивай в VR-поезд, или можешь забыть про Half-Life: Alyx.
По крайней мере, есть возможность играть на других шлемах с поддержкой SteamVR, например, Oculus Rift, Quest (при подключении к компьютеру через кабель) и устройствах на Windows Mixed Reality. Конечно, для идеального погружения потребуется Index за $1000, но можно обойтись и куда более доступным вариантом. Есть отличные модели на Windows Mixed Reality, вроде Samsung Odyssey всего за $230 и весьма выгодный Oculus Quest за $400, с учётом его портативности. Подробнее в нашей подборке VR-очков.
В общем, что-то из вышеперечисленного в связке с хорошим компьютером откроет вам доступ к Half-Life: Alyx. Игра даёт понять, что Valve по-прежнему способна выдать нечто действительно крутое. Наиграв больше десяти часов, я восхищён тем, как ей удаётся выжимать максимум из всего, что может предложить виртуальная реальность. Здесь легко почувствовать себя крошечным на фоне разгуливающих поблизости страйдеров и возвышающихся вдалеке зданий, а все источники звука учитывают ваше положение в пространстве. И да, вам предстоит очень близкое знакомство с хедкрабами.
Для меня Half-Life: Alyx моментально возглавила список лучших VR-проектов. Это не очередная игра, куда виртуальный режим добавили задним числом, как было с Doom, Fallout 4 и Skyrim.
Заполучив гравитационные перчатки (аналог гравипушки из Half-Life 2), понимаешь, насколько глубоко Valve продумала взаимодействие с окружением. Вот, как здесь подбираются лежащие поодаль предметы: указываешь на нужный объект пальцем, взмахиваешь рукой и ловишь, пока он притягивается к перчатке. Звучит обыденно, но ощущается просто как магия какая-то.
Вы будто бы не нажимаете кнопку, а используете Силу в виртуальной реальности. Моё лицо растягивается в улыбке всякий раз, когда приходится что-то делать перчатками, а это важно, ведь таких моментов много. Прошло всего несколько часов игры, а я уже притягивал патроны и гранаты в самый разгар перестрелки, чувствуя себя супергероем с телекинезом.
Valve подготовила четыре варианта перемещения в пространстве, в зависимости от вашего вестибулярного аппарата. По умолчанию предлагается моментально телепортироваться в указанную контроллером точку. Также можно быстро смещаться в эту точку, наблюдая, как окружение пролетает мимо – этот вариант я предпочёл для себя. Для игроков с железным организмом есть варианты полностью отказаться от телепортов и просто передвигаться в направлении, определяемом положением рук или головы, что напоминает движение в обычных шутерах. В этих режимах мне сразу становится не по себе, будто бы тело отвергает увиденное.
К передвижению в Half-Life: Alyx я привык быстро, чего не скажешь об оружии. Чтобы зарядить пистолет, в него нужно вставить обойму и передёрнуть затвор свободной рукой. Когда патроны закончатся, нужно нажать на кнопку сброса обоймы, вытащить из рюкзака за спиной новую и повторить два первых шага. В реальной жизни я подобным не занимался, и благодаря ступенчатому процессу перезарядки чувствовал себя прямо героем боевика.
Правда, такой уровень реализма скорее мешает, когда сталкиваешься с несколькими врагами. Не раз возникали ситуации, когда у меня не получалось нормально перезарядиться, находясь под обстрелом. В обычных играх такого никогда бы не произошло. Не то, чтобы это постоянно раздражало, всё-таки Valve грамотно сбалансировала все схватки, и, как правило, тут хватает времени на перезарядку и сбор аптечек между волнами противников.
Но, опять же, не покидает ощущение, что интеллект врагов намеренно урезали – комбайны скорее засядут в укрытии и начнут отстреливаться, чем попробуют обойти вас, как в современных шутерах.
Не скажу, что Half-Life: Alyx делает серьёзный упор на перестрелки, хотя моменты, когда приходилось пригибаться и палить по комбайнам, были захватывающими. На исследование и голографические паззлы я потратил не меньше времени, чем на стрельбу, и это даже хорошо.
Мне было гораздо интереснее снова погрузиться во вселенную Half-Life, чем знакомиться с очередной вариацией на тему VR-тиров. И с этим игра справляется на ура. Вы встретите и старых знакомых, вроде отца Аликс – Илая Вэнса – и новых персонажей. В подробностях о сюжете рассказывать не буду, но фанатам серии точно понравится.
Итак, стоит ли игра ожиданий? От лица того, кто любит игры Half-Life, но не боготворит их, скажу, что Alyx выглядит полноправной частью серии. Владельцам компьютеров уже можно бежать за хотя бы недорогим шлемом. Тысячедолларовый Index, как бы меня ни радовали широкий угол обзора, чёткие дисплеи и движения пальцев, всё-таки слишком дорогое удовольствие для большинства игроков.
Есть и свои минусы у долгого пребывания в шлеме. В обычной игре я могу спокойно проводить по несколько часов, но тут приходится каждый час делать перерыв, чтобы поправить очки, выпить стакан воды и дать глазам отдохнуть. И да, играть можно и сидя, но всё же стоя гораздо интереснее, а это сказывается на общей утомляемости.
Half-Life: Alyx – не просто переделанная игра, каких мы уже немало видели, и она подтверждает, что вполне можно выпускать продолжительные крупнобюджетные VR-проекты. Я верю в Valve и буду надеяться, что когда-нибудь мы увидим новую Half-Life для всех. А пока что есть Half-Life: Alyx, и фанаты виртуальной реальности в ней точно не будут разочарованы.