Читайте оригинал на ProGamer.ru
Обзор Black Book: карты, книга, колдовство
Игры, Обзоры игр | 23 августа 2021
| Анастасия Wolfox Шакирова
Славянская мифология нечасто встречается в видеоиграх. В отличие от многих других мифов и легенд. Странно, правда?
Мы помним, что Зевс не уживался с Герой и родил Афину самолично из головы, мы в курсе, кто такие кицунэ и бакенэко, мы без проблем расскажем, куда и откуда Один пролил мед поэзии, пока летел в Асгард. Но почему мы так мало знаем о собственном прошлом? Ладно бы мифология, ладно — кикиморы, лешаки и банники, но кто сходу ответит, что такое «сени» и «овин»? (Нет, не «сено» и «овен».) Что такое «полати» и «матица»? Что такое «росстань»? Да, устаревшие слова, но они не были такими уж устаревшими еще сотню лет назад.
Игра Black Book от студии Morteshka (создатели Mooseman) успешно заполняет этот пробел. И не в форме скучной энциклопедии, а в форме захватывающей и жуткой РПГ. Действие которой происходит — внезапно! — в Пермской губернии, в 1879 году. Темное, студеное время. Северное захолустье страны, где для крестьян и Чердынь-то — огромный город, а уж про саму Пермь и подумать страшно. Действие первое — начали!
Слишком многие мужские истории начинаются с «и вот герой отправился на поиски подвигов». Слишком многие женские истории начинаются с «жила-была девочка, сама виновата». Особенно в России, да еще и в конце девятнадцатого века. Девчонка Василиса росла сиротой, на попечении единственного родственника, живущего на отшибе деревни старика-колдуна деда Егора. Егор и ей предлагал стать «знаткой», ведьмой то бишь. Отказалась Василиса, потому что влюбилась и хотела замуж.
Но когда ее суженый без причин-объяснений повесился и был похоронен за церковной оградой (как положено самоубийцам), Василиса решила — хватит! Как говорится, to Hell with this! В буквальном смысле: ей предстоит пройти посвящение в колдуньи, спуститься в Ад и взять в руки Черную Книгу, принадлежавшую раньше учителю-Егору. По легенде, если «знаткий» человек сумеет открыть все семь печатей, запирающих Книгу, то артефакт исполнит его самое заветное желание. Разумеется, заветное желание Василисы — вернуть возлюбленного. Остальное — дело десятое.
(Кто там на заднем ряду заикнулся, что некромантией без лицензии баловаться не стоит? Не стойте на пути у разгневанной женщины!)
Сюжет делится на главы, соответствующие печатям на Книге. Печати самые разнообразные: водяная, осиновая, волчья… Открывать их тоже придется, конечно, нестандартно. Ну да не беда: кое-что посоветует наставник Егор, кое-где и другие помощники найдутся! Истории действительно захватывающие, и каждая рассказывает про совершенно новую нечисть, про колдунов, про местные суеверия и приметы. Василисе предстоит организовать чужую свадьбу, побегать по лесам за оборотнями, подружиться с говорящим черепом, побывать в палатах водяного — и переделать еще миллион дел!
Black Book представляет собой смесь визуальной новеллы с карточной игрой. Карты представляют собой страницы из той самой Книги, так что поначалу, пока сломана лишь одна печать, Василисе доступны лишь базовые «заклинания». Количество заклятий, которое мы можем наложить за один ход, тоже ограничено.
Карточно-боевая часть игры выше всяких похвал. Мы начинаем с самых простых карт — несколько атакующих, несколько защитных. Понемногу, размыкая печати на Книге, открываем сложные и многоуровневые, с которыми можно делать разновсяческие комбо. Ближе к середине и особенно финалу игрок уже в состоянии настроить под свои нужды узконаправленную колоду (мне, например, удобнее всего было применять быстро-черный максимально дебафающий набор карт, основанный на Порче). Есть карты, «сгорающие» при использовании, есть карты, остающиеся в заговоре-заклинании на несколько ходов и усиливающие его.
Наша колдунья — не ведьмак с тяжелым мечом, носить кольчугу она не умеет, так что из предметов она может применять лишь легкие «обереги» (максимум шесть штук, используются как аналог доспехов) и разную полезную траву (используется в бою как вещь мгновенного действия).
Сам бой выглядит трехмерно и… ну, пусть не эффектно, но удобно. Василиса с союзниками — слева, враги — справа, карты «в руке» — внизу, карты «в заговоре» — вверху. Побежденная нечисть живописно корчатся или рассыпаются облачками сажи. Правда, иногда хотелось бы, чтобы экран был поярче: некоторые схватки с толпой бесовщины в темноте сложно разглядеть, какие уж там черные черти в черной комнате! Но ничего не поделаешь: Василисе приходится заниматься колдовским делом по ночам. А приличное освещение вдоль дорог или хотя бы карманные фонарики еще не изобрели.
Но тут же и минус, хоть и небольшой: движок, вполне достойно отображающий походовые сражения, совершенно не годится для трехмерных локаций. В игре периодически встречаются моменты, где мы бегаем Василисой по небольшим участкам местности и исследуем окружение на предмет ключевых точек. Это, без преувеличения, ужас ужасный. Героиня спотыкается о невидимые преграды, камера следует за ней с грацией хромой кикиморы, плоские елочки и цветочки, так красиво смотрящиеся на статичных экранах, бесстыдно лезут в глаза… Лучше бы эти этапы вообще убрали, ей же ей. Или сделали бы в любом другом движке, да даже RPG Maker.
Вся остальная «движуха» происходит в формате визуальной новеллы: каждый день (или, скорее, вечер — помним про колдовское дело, да?) героиня встречает в избе или на каком-нибудь привале, где можно поболтать с напарниками, перекинуться в картишки, разобрать инвентарь и поговорить с просителями. Просители — это те, кому от колдуньи что-нибудь нужно, а таких обычно полно: еще бы, конец девятнадцатого века, глушь, врачей из столицы не дозовешься, ведьмаков из Ривии — тем более, а поводов для беспокойства достаточно. То ребенок лихорадкой заболеет, то старик в лесу потеряется, то просто непонятные звуки да скрипы по ночам раздаются — страшно!
А потом мы отправляемся в путь и начинается самое интересное — игра в детектива! Нет, карточные бои — это тоже замечательно и очень весело, но маленькие расследования-загадки мне понравились больше всего в игре. При этом обязательно в диалогах или в быличках-энциклопедии перед заданием нам даются подсказки, наугад тыкать не приходится — просто надо думать и внимательно читать.
(Аккурат перед Black Book я играла в Ace Attorney Chronicles — контраст культур бросался в глаза особенно. В Англии в конце девятнадцатого века стимпанк, дирижабли, паровые двигатели — а в Пермской губернии травники, бесы да суеверия, и хорошо если один поп на всю деревню грамоте разумеет. Но детективная часть… она внезапно оказалась похожа!)
Как обличить младенца-подменыша? (Нет, не эльфийского). Как выйти, если заплутал в чаще и подозреваешь, что тебя водит «хозяин»? Что за монстр такой — «обдериха»? Чем «суседко» отличается от соседа? Кто по ночам пряжу в избе тянет — кикимора, шишига или домовой? Как русалку из колодца прогнать? Вот такие они, повседневные вопросы для колдуньи из Чердыни.
А эпизод «распознаем лешего в человечьем облике среди множества подозреваемых» с поиском улик и опросом свидетелей — так вообще шик-блеск, Феникс Райт бы одобрил.
Black Book — не просто фэнтези. Еще в прошлой игре разработчиков, Mooseman («Человеколось»), было изрядно насыпано коми-пермяцкой мифологии. В «Черной Книге» же информации по верованиям крестьян Пермской губернии девятнадцатого века столько, что игру можно смело считать образовательной.
Вы, наверное, и сами знаете: христианство, пришедшее в конце IX века на земли, где поклонялись идолам и духам стихий, изменилось, приспособилось, и спустя несколько столетий уже ничем не напоминало «исходник». Языческие праздники причудливо перемешались с церковными. Жертвы, приносимые мелким богам, переадресовались лешим и водяным. Вредящие людям низшие духи стали «бисями» и «чортяками». Иконы святых, не выполнявшие просьбы, были наказываемы розгами, как «негодные». На кладбищах все так же оставляли еду мертвым — да и сейчас оставляют!
Итоговая вера получилась очень странной. По понятиям большинства крестьян рай был где-то там, непонятно где, да и ангелов не видно — а пекло-то вот оно, бесы-то вот они, везде шастают! Неудивительно, что всем нужны были колдуны, колдуньи и «знаткие», умевшие хоть как-то разобраться в творящемся беспорядке. Но, как и принято при общении с потусторонними силами, обычная логика здесь неприменима. Доверять можно лишь своей интуиции да почерпнутой из старых рассказов непонятной логике чужих, нездешних правил поведения.
Одно из этих правил весьма забавное (и о нем мы читали у Гоголя): нечисть любит играть в карты! А и что ж, кто не любит-то. Основная игра что для людей, что для чертей в уезде — «подкидной дурак», простая, но затягивающая. Зачастую, предложив перекинуться в картишки, можно избежать схватки, а то и денег заработать.
Учтите, что потусторонние подлецы умеют мухлевать, подменяя простые карты козырными… ну так и Василиса наша не промах: со временем можно как прокачать умения, позволяющие делать то же самое, так и найти предметы, помогающие в шулерстве.
Немалую толику атмосферы игре добавляет музыка. Она протяжная, тоскливая, задумчивая — словно ты и впрямь бредешь по пыльной дороге летним вечером, а над головой смыкаются мрачные верхушки сосен. Замечательное дополнение — народные песни, исполняемые студенческим хором Пермского краевого колледжа искусств и культуры. Никогда не считала себя фанатом жанра, но слушать «Ой, кумушки» или «Сидел ворон», глядя на светлые облака, бегущие по темному небу, и на крыши деревенских домов в послезакатной мгле, оказалось внезапно здорово. (Да, бэкграунды в игре тоже великолепные.) Персонажи полностью озвучены, и местечковое произношение тоже не забыто.
Концовок у Black Book, разумеется, несколько — как и положено порядочной РПГ. Каких, не буду спойлерить. Сами разберетесь. Скажу только, что выборы, сделанные в процессе игры, интереснейшим образом откликаются в финальной главе.
В любом случае игру заканчиваешь поумневшим на множество аутентичных словечек, увлекательных баек-прибауток и малоизвестных фактов. У разработчиков получилось совместить хорошую РПГ с полноценной экскурсией в девятнадцатый век. Непростая задача — и выполненная на все 120%!
Не буду говорить, что игра идеальна; нет. Мне не понравились, например, бои-головоломки, где нужно заранее заданной колодой выиграть бой единственно возможным способом (судя по стим-форумам, они вообще мало кому понравились); я предпочитаю свободу действий. Графика в 3D-локациях, как и сказано выше, оставляет желать лучшего. Но это, честное слово, мелочи. Игра однозначно заслуживает вашего внимания.