Историю несуразной дефматч-вариации DayZ, которая в одночасье обернулась самой обсуждаемой и обожаемой широкими массами игрой, даже не выйдя из раннего доступа, впору рассказывать маленьким разработчикам перед сном. Ибо только в сказках такое бывает, чтобы из грязи в князи меньше чем за полгода, а на релизе тебя уже танцевали все главные принцы игровой индустрии, ритмично втаптывая в землю незабвенную «Доту». С суровыми жизненными реалиями подобные чудеса обычно несовместимы.
Хотя на самом деле никакого волшебства в успехе PlayerUnknown’s Battlegrounds нет, если не считать таковым ловкий маркетинг посредством Twitch-зомбирования и сознательный выбор ниши без явной конкуренции. Среди баттл-роялей, царей горы и прочих голодных игр – сплошь мертвые души, выделиться на фоне которых не так уж и трудно. Достаточно лишь, кто бы мог подумать, не забросить свой проект на первом же билде. Ну, и улыбнуться паре-тройке стримеров в процессе, разумеется.
Нашей корейской Золушке прощается все именно потому, что она такая – сравнительно играбельная и поддерживаемая, то есть, – одна. Пускай даже заветная версия 1.0 бесконечно далека от завершенного вида, ничего более похожего на нормальную игру в этом жанре попросту нет.
Для отсутствовавших и теперь недоумевающих, о чем вообще речь, стоит пояснить. PlayerUnчто-то там (PUBG для краткости) – она про масштабные битвы формата «Last Man Standing». Каждый матч около 100 человек высаживаются на острове, но в живых остаться должен только один. В случае с командными режимами, правда, понятие последнего выжившего растягивается на целый отряд, но суть та же: вы всегда в меньшинстве. На необъятных просторах игровой карты абсолютно все хотят перегрызть вам глотку, и ваша задача заключается в том, чтобы эту самую глотку уберечь.
Незатейливые правила дополняются двумя «но». Во-первых, экипировку нужно искать самостоятельно. Стартуют участники фактически нагишом, а оружием, броней и медикаментами разживаются уже на месте, обшаривая окрестности на предмет случайно генерируемого лута. Кое-какие точки, разумеется, всемогущий Рандом осыпает вкусностями чуть обильнее прочих, так что комфортный градус риска на начальной стадии задать для себя довольно легко.
Скажем, на какой-нибудь захудалой ферме вряд ли кто побеспокоит, но и снаряжение там, скорее всего, будет так себе. Хочется всего и сразу – топай на военную базу, сражайся с еще десятком таких же бесстрашных робинзонов за право носить лучший шлем в игре и набить рюкзак аптечками. Можно вообще кататься по падающим с неба ящикам с уникальными пушками и наслаждаться пристальным вниманием половины сервера. Развлечения предусмотрены под любые прихоти.
Впрочем, рано или поздно выйти из тени все равно заставят. Еще одна здешняя особенность – динамическая игровая зона, неумолимо скукоживающаяся в произвольной точке острова. PUBG, аки суровый пастух, постепенно загоняет кровожадное стадо игроков в тесное кольцо, жестко карая «опоздунов», и к финалу буквально сталкивает выживших лбами для решающего противостояния. Иначе говоря, безупречно регулирует темп в рамках отдельно взятой сессии.
Этого хватило, чтобы превратить банальный «выживастик» в осмысленный, подвижный и в то же время не лишенный тактики концепт. Если двухчасовой сбор тушенки в DayZ сквозил каким-то непробиваемым фатализмом, тут мы имеем четко организованную структуру – с ярко выраженной конечной целью, как в соревновательных дисциплинах а-ля Counter-Strike, и свободой действий на манер этих ваших сурвайвалов.
Любой матч в PUBG складывается из вереницы ежесекундных решений. Попытать счастья в опасном районе или высадиться поодаль от всей движухи? Что сподручнее: пистолет-пулемет или снайперская винтовка? Стоит ли задерживаться за зоной? Стоит ли угонять предательски шумный «Уазик» из-под чужого окна? Откуда зайти, куда пойти, в кого стрелять и стрелять ли вообще – выбирать приходится так часто, что зачастую это и не выбор вовсе, а рефлекторный импульс, порождающий дюжину новых проблем.
А новые проблемы – это всегда очень и очень круто.
Круто потому, что синхронно с тобой такие же (не)обдуманные решения принимают еще 90 с лишним разгоряченных голов. В экосистеме, где значительная доля происходящего отдана на волю случая, сотня горе-тактиков – мощнейший генератор пользовательских ситуаций, какой только можно придумать.
Здесь не бывает игр вида «пришел, увидел, победил», на каком-то из этих этапов всегда происходит что-то из ряда вон выходящее. Бывает, что ты пришел, не увидел, но все равно победил, потому что враг забыл зайти в зону. Бывает, что вряд ли вообще бы пришел, если б не перевернувшийся рядом бедолага на мотоцикле. Случаются тусклые заварушки на окраине портового городка и полновесные штурмы поселков. Снайперские дуэли и коридорные перестрелки. Прятки в будках и облавы на дорогах. Случается комедия, а следом за ней – настоящий триллер, когда ты на протяжении двух-трех минут забываешь моргать, высматривая последнего врага меж деревьев.
В таких сценках «Пубг» особенно силен. Они увлекательны, разнообразны, повсеместны и, возвращаясь к секретам успеха, до подозрительного стримосовместимы. Очень уж легко нарезать свои похождения на хайлайты, которые любой бабе Зине будут понятны без необходимости разжевывать контекст.
Иногда, правда, за разнообразие нужно платить. Роль неудачника у генератора чисел тоже припасена, и когда она выпадает тебе, остается только стиснуть зубы и терпеть удары судьбы. В некоторых матчах шансов может заведомо не быть, потому что в пределах двух километров не заспаунилось ни одного оружия и/или транспорта. В других – потому что зона благоволит кемперам, 30 минут занимающим единственный дом в округе.
Особенно приятно, когда парнишка в куртке забегает через стену и угощает роковым зарядом свинца из невидимого оружия. Это уже неудача разряда куда более обидного – технического.
Откровение века: игра из раннего доступа все еще ощущается как игра из раннего доступа. Bluehole, конечно, не хотели просрочить собственный же дедлайн, но релизный штамп на нынешнем билде PUBG – это тоже, знаете ли, своего рода проявление некомпетентности.
Все, что может сбоить, как правило, сбоит до сих пор. От регулярных задержек сервера до отваливающегося управления, зависаний и ощутимого инпут-лага – список болезней не только не сокращается, но и пополняется с каждым патчем. Это не говоря уже о том, что тормозит игра практически на любой системе.
И это совсем не говоря уже о том, что в киберспорт теперь годятся шутеры, где можно натурально застрять в текстурах.
Игру просто не доделали. Даже в таких банальных вещах, как эргономика и дизайн интерфейса, все еще занимающего гораздо больше места, чем ему положено, и визуальный ряд, который к релизу спешно обвешали слезоточивыми ENB-фильтрами контрастности и резкости. Кое-что из имеющихся функций (привет, зероинг!) и вовсе не работает. Сделай так любая другая компания – ее бы давно уже дожаривали на костре инквизиции.
Ну да чего там, спорить бесполезно: перед нами крупнейший феномен минувшего года и, вероятнее всего, отнюдь не последнее событие года наступившего. Наиболее подверженная влиянию мультиплеерных наркотиков часть нашей редакции играет в PUBG чаще, чем хочется признавать, и это о чем-то да говорит. Скорее всего, о том, что при всех своих недоделках это хорошая игра. Внезапно захватывающая и достаточно оригинальная.
Но чтобы долгожданный жанровый камертон – нет, ни за что. Будут лучше, причем скоро.