Руководство ФКС: клубы РФПЛ с восторгом приняли идею ЧР по интерактивному футболу
© Фото : Федерация компьютерного спорта РоссииЭмин Антонян, Виктор Гусев, Дмитрий Смит (слева направо) © Фото : Федерация компьютерного спорта РоссииЧитать в Последний из 16 отборочных этапов чемпионата России по интерактивному футболу завершился 9 декабря на стадионе “Открытие Арена”. Уже в ближайшие дни Федерация компьютерного спорта России сообщит даты и место финала, в котором 48 победителей отборочных этапов сразятся с 16 обладателями прямых приглашений. В преддверии финала президент ФКС Дмитрий Смит и председатель правления федерации Эмин Антонян рассказали, как появилась идея турнира, с какими проблемами столкнулись при проведении offline-этапов, а также о профессиональных спортсменах, увлеченных киберспортом.
Последний из 16 отборочных этапов чемпионата России по интерактивному футболу завершился 9 декабря на стадионе “Открытие Арена”. Уже в ближайшие дни Федерация компьютерного спорта России сообщит даты и место финала, в котором 48 победителей отборочных этапов сразятся с 16 обладателями прямых приглашений. В преддверии финала президент ФКС Дмитрий Смит и председатель правления федерации Эмин Антонян рассказали, как появилась идея турнира, с какими проблемами столкнулись при проведении offline-этапов, а также о профессиональных спортсменах, увлеченных киберспортом.
– Когда и как появилась идея провести официальный чемпионат России?
Эмин Антонян: Идея проведения такого турнира существовала давно, главным было найти сильного партнера в лице Российского футбольного союза. Появление чемпионата логически вытекало из признания интерактивного футбола отдельной дисциплиной – это произошло еще в июле. Уже тогда мы работали в тесной связке с РФС, нашли взаимопонимание и приняли решение провести первый официальный чемпионат страны.
– В начале этого года Российская футбольная премьер-лига провела чемпионат и кубок РФПЛ – чем эти турниры отличаются от вашего?
Э.А.: Ключевая разница заключается в том, что лига провела соревнования по игре, а не по виду спорта. Аналогичные турниры по игре проводят многие, вплоть до бренда виски.
– Россия стала не первой страной, которая организовала чемпионат – ранее такие турниры проходили в Голландии, Франции и некоторых других странах. Опирались ли вы на чужой опыт или пошли своим путем?
Дмитрий Смит: Разумеется, мы перенимали лучшее, что было у наших европейских коллег, но Россия всегда шла своим путем, поэтому мы решили не ломать традицию. Мы изучали аналогичные турниры, но надо было в первую очередь подстраиваться под российские реалии. В целом, я считаю, что проект получился достаточно интересным и необычным.
– А как РФПЛ отреагировала на появление конкурента?
Э.А.: Когда РФПЛ только запускала свой чемпионат, нас пригласили на большую встречу, где были представители всех клубов лиги, а также Electronic Arts – одного из двух правообладателей на игру FIFA. Но, увидев схему проведения данного чемпионата и выслушав мысли наших коллег, мы пришли к выводу, что в нашем понимании это не является спортом, и решили не участвовать в проекте. При этом у нас абсолютно нормальные отношения с лигой.
Д.С.: Основным критерием спорта является равенство условий. Те правила, что были предложены на встрече, равенство не соблюдали. Нюансов было множество, некоторые касались формата проведения. Мы посчитали формат не оптимальным, поскольку он не соответствовал правилам, по которым проходят турниры под эгидой международной федерации.
Э.А.: Мне кажется, что в итоге мы все равно делаем одно дело и должны как-то объединиться. На данный момент в нашем понимании турнир РФПЛ не является конкурирующим, потому что мы проводим турнир по виду спорта, а они – по компьютерной игре. Однако и для футбольных клубов, и для аудитории будет лучше, если РФПЛ совместно с РФС и нами будет делать все по единым стандартам.
– В чемпионате РФПЛ принимали участие все шестнадцать клубов, и у каждого в составе числился игрок в FIFA. По ходу сезона кто-то отказался от сотрудничества, кто-то, наоборот, привлек под свои знамена дополнительных игроков. Как вы в целом относитесь к подобной практике?
Д.С.: Идеологически мы за то, чтобы киберспорт всячески развивался, и мы понимаем, что такие мощные структуры, как футбольные клубы РФПЛ, оказывают сильное влияние. Хочется верить, что они продолжат собирать не только игроков в киберфутбол, но и по другим дисциплинам. Мы это поддерживаем, и поэтому создали льготные условия для клубов – их представители попадают в финальную часть чемпионата России напрямую.
Э.А.: Помимо клубов РФПЛ, из которых большинство уже подали заявки на участие и гарантированно попали в гранд-финал, у нас довольно много заявок от киберспортивных организаций и от клубов низших футбольных дивизионов. Сейчас мы находимся перед мучительным выбором, поскольку все желающие напрямую попасть не смогут.
– Отборочные этапы чемпионата России проходили на стадионах “Локомотива“, “Спартака“, в минувшие выходные очередной этап состоялся на арене “Краснодара“. Как клубы отнеслись к идее проведения отборочных этапов на их стадионах?
Д.С.: В целом клубы восприняли инициативу проведения такого турнира с восторгом. Когда мы занялись реализацией, то, естественно, возникли вопросы, потому что такой чемпионат просто не имел ранее аналогов. Однако все технические сложности мы решили, пусть это и было непросто: подобные активности на стадионах порой просто не были предусмотрены, поэтому приходилось, например, силовые кабели тянуть, причем делать это непосредственно в день отборочных.
– Стартовал очередной сезон Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Среди дисциплин можно найти далеко не самые популярные дисциплины, например, Eternal, Tekken 7, Heroes of the Storm. При этом FIFA, которая гораздо популярнее в России, в лиге не представлена. Как так получилось?
Э.А.: В прошлом сезоне лиги FIFA у нас была среди дисциплин. Однако мы заинтересованы в максимальном охвате аудитории, поэтому отказываться от других, менее популярных направлений было бы неверно. Второй важный момент: у каждой игры есть правообладатели, и проблемы с этим проявляются по-разному. Здесь, скажем так, мы не увидели достаточной заинтересованности у издателя именно в студенческой лиге. Для нас важна поддержка правообладателей, поскольку мы проводим качественные мероприятия, которые требуют инвестиций.
– В киберспорте принято устраивать из финалов соревнований яркие шоу, которые собирают большую аудиторию зрителей и болельщиков. Чего ждать от финала чемпионата России в этом году?
Д.С.: На данный момент мы не можем раскрыть всех деталей по нашему гранд-финалу. Ответим так: наши прогнозы на этот год строятся на финале прошлого Кубка России по киберспорту, где в качестве комментатора присутствовал Виктор Гусев, а количество зрителей было настолько велико, что в какой-то момент нам пришлось закрыть вход на Yota Arena, которая оказалась просто не готова принять такое количество фанатов. Если называть конкретные цифры, то это около 1500 зрителей.
– Известно, что среди футболистов, да и спортсменов в целом, очень много поклонников киберспорта. Кто-то планирует посетить финалы?
Э.А.: Мы достаточно тесно общаемся с Романом Широковым, в целом в национальной сборной России по футболу много поклонников Counter-Strike. Более того, мы планируем провести шоу-матч по CS:GO между игроками сборной России по футболу и по баскетболу, мероприятие пройдёт под эгидой РФБ, РФС и ФКС. В конце года у всех очень плотный график, но мы работаем над этим вопросом.
Касательно посещений турниров спортсменами – на все наши мероприятия приходит Сергей Быков, чемпион Европы по баскетболу, Роман Широков также приезжает. Иван Лазарев, центровой, ныне выступающий за “Зенит”, также периодически заглядывает, была у нас с визитом и Светлана Хоркина, двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике. Заинтересованных людей среди “большого спорта” очень много.