Понедельник, 25 ноября, 2024
Slider
Все
МАТЧИ
Dota 2

Интервью с Ауи про историю тактики: так глубоко про Доту еще никто не говорил

644

Макро, смоки, менталитет и коллы. И Энви.

Aui_2000 – один из самых нестандартных игроков в Dota 2. Он играл в очаровательных Cloud9 (тех самых, что выдали серию из восьми вторых мест на крупных турнирах, но главное – удивляли немыслимыми решениями и сборками) и выиграл TI5 c EG, заработав для команды несколько респект-банов. Он же – так и не вернулся на топ-уровень после кика от ppd, рано закончил карьеру игрока из-за проблем с рукой и сейчас ищет себя как тренер.

Я знал, что Aui обожает анализировать доту и охотно рассуждает про глубинные элементы игры. В этом интервью он рассказал:

  • Можно ли чему-то научиться у игроков с низким ММР
  • Какие идеи в макро появились совсем недавно
  • Что придумал он сам
  • Как s4 реформировал понимание смоков
  • Почему Fnatic провалились на TI, и что происходит с EternaLEnVy

Гик-интервью с Ауи про историю тактики: так глубоко про Доту еще никто не говорил

– Известно, что в Virtus.pro и Liquid нет конкретного координатора. Коллы делают те, чьи герои наиболее сильны на текущем этапе игры. А как в Forward?

– По-моему, в каждой команде коллы делают разные люди на разных позициях. В зависимости от твоего нетворса и силы здесь и сейчас. Чтобы сделать правильный колл в определенный момент, тебе нужно мнение определенного игрока.

– Но так ведь не делали еще пару лет назад?

– Нет, я думаю, так было всегда.

– Серьезно? А что думаешь про ppd? В Evil Geniuses у него был образ жесткого координатора. 

– Имеешь в виду, что он делал все коллы? Нет, такого не было. Я же с ним играл.

– Представь: один игрок постоянно делает неверные или рискованные коллы. Что делать в такой ситуации?

– Нужно обстоятельно поговорить с игроком. Возможно, он чувствует себя очень некомфортно, нервничает. Возможно, считает, что не имеет права на ошибку, это часто приводит к дурным решениям. Возможно, у него просто плохое понимание игры, или его идеи не сходятся с мышлением команды.

Самое главное – это подтянуть его понимание к общему. Если игрок делает коллы с пониманием игры как у остальных, то и меньше шанс, что они окажутся плохими. Неудачная идея иногда не такая уж неудачная, просто тиммейты в нее не поверили. Ну а если вы поговорили, все обсудили, а игрок все равно делает плохие коллы – тогда он просто плохой игрок. Что-то не так. 

– Тебе похоже это знакомо. Приведешь пример из прошлых команд?

– Мм… Нет.

– Не хочешь приводить пример или такого не было? 

– Не хочу приводить пример.

– OG классно выступают без Нотейла, а его считали важнейшим элементом команды. Ранее Арсзик успешно заменил Соло. Так что выходит, пятерки в современной доте настолько не важны? 

– В принципе, важнейший вклад многих капитанов-пятерок – построение общего понимания игры, ее рисунка. И когда понимание выстроено, то многие действия в официальных играх… не скажу, что заскриптованы, но ты повторяешь вещи, которые ты уже практиковал. И тренеру легко встроиться на эту позицию. Требования к механике там небольшие, требования к пониманию игры – высокие, но ведь вы уже выстроили совместное понимание.

Но я также почти уверен, что OG конкретно на этом турнире попросту лучше мотивированы. Они не чувствуют давления. Я помню, как стендинил с Демоном за Fnatic, мы играли с Нотейлом, Трикси и Флаем. И было очень весело играть, никакого давления. Мы заняли второе место, хотя пришли в команду за день до начала турнира. Никаких ожиданий, мы вообще не понимали, что делаем, мы менялись ролями посреди турнира. Но нам было проще играть – и именно так хочется ощущать себя в Доте.

– О менталитете и давлении часто говорят, но мы не на 100% понимаем, как именно это влияет на игру. Можешь описать свои ощущения под давлением или без? 

– Лично у меня никогда не было проблем с давлением. Но я уверен, что это можно сравнить с любой стрессовой ситуацией в жизни, например с важным экзаменом, собеседованием, даже презентацией перед классом в школе. Когда ты спокоен, игра для тебя двигается медленно, ты можешь принимать решения рационально. А под стрессом кажется, что все происходит слишком быстро, и даже наработанные знания не получается применять. 

– Еще в 2015 году ты говорил, что игроки научились точно копировать идеи друг друга. Но если каждый может скопировать каждого, значит ли это, что уникальный стиль и личные предпочтения снова очень важны? Liquid заменили Матумбу на w33: разве Матумба недостаточно хороший игрок, чтобы скопировать действия w33?

– Мне кажется, когда я говорил про копирование, я не имел в виду целый плейстайл. Скорее определенные вещи вроде итембилдов, скиллбилдов, где фармить на карте. Мм… да, пожалуй, ты прав! Если сейчас все легко копируют идеи и просто быстро учатся, то большее значение имеют игроки, которые особенно хороши на каких-то героях, и уникальная манера игры более важна.

Не знаю, изменилась ли ситуация именно по сравнению с 2015 годом, но это точно важная часть доты. У нас был момент в Forward, когда мы подумали – нам нужно просто брать сильнейших героев наших игроков. Именно так после драфта можно получить преимущество над вражеской командой.

– В таком случае, ты не думал, что со стороны Valve было бы здорово разрешить командам заменять игроков прямо по ходу турнира? Например, ты играешь против OG, которые хороши в лейте. И ставишь против них агрессивного игрока, чтобы не затягивать игру.

– Такое ведь уже есть в Лоле, верно? Там сначала сомневались, думали, что запасным почти не будут давать времени. Но по ходу сезонов их использовали все чаще и чаще. Так что это, пожалуй, занятная стратегическая фишка, но… Тут непростая ситуация, ведь в Лиге франшизная система, так что количество команд фиксированно, ты знаешь на 100%, кто будет выступать. А в доте не получится добится равенства составов. Большие организации – да, окей, они смогут позволить себе шестого игрока. Но я не могу представить запасного у команды, которая пробивается через открытые квалы. И в итоге сильные команды получат еще большее преимущество над слабыми.

Тренеры стали популярными как-то сами собой, но я не думаю, что так же будет и с запасными. Без франшизной лиги этого не произойдет.

– Сам думал перед каким-нибудь матчем, что неплохо было бы заменить кого-то из своих игроков на игрока другого типа?

– Такая мысль мне в голову не приходила, но если подумать, то однозначно были моменты, когда хотелось иметь возможность взять какого-то грязного героя. Представим условного спамера одного героя с 8к ММР. Он будет лучше именно на этом герое многих про-игроков.

– Полагаю, ты и сам был в похожей ситуации в EG, когда играл на Наге, Текисе и фармящих четверках. Если бы тогда замены были разрешены, согласился бы выходить на замену в нужных матчах как джокер?

– Пожалуй, нет. Точно нет. Я не могу подумать ни о ком, кто согласился бы на такой расклад в то время. Тогда в этом было мало смысла.

– Ты много играешь с низкоранговыми друзьями. Как думаешь, это вообще полезно?

– Мне просто нравится играть с друзьями. Вообще, это любопытный момент, ведь есть еще минимум один про-игрок, который очень много играет пати – и это Ана. В пати ты вырабатываешь определенные привычки. Мне кажется, Дота вообще не была задумана как соло-игра. Если спросить профессионалов, они в один голос ответят, что соло-ММ это вообще не Дота. Я был бы рад, если бы Valve развивали разные виды группового поиска, поиск в паре, поиск в тройке и сделали это важной частью игры.

– Помню твои слова, что даже у слабых игроков можно чему-то научиться. 

– Представь низкорангового игрока, который сыграл 500 игр на одном герое. Он делает один и тот же билд каждую игру. И он работает. Или он повторяет одни и те же действия, или знает ровно одну фишку. И то, что он играет на лоу-ММР, не значит, что эта фишка не сработает на высоком уровне. Я считаю, что можно узнать много нового, опять же, у спамеров одного героя или тех, кто постоянно пробует новое.

– Приведешь пример идеи, которую увидел у низкоранговых друзей?

– Давно, очень давно я увидел, как мой друг покупает Маелштром на Лон Друиде. И мне понравился этот билд больше, чем раш Радианса. Иногда я даже брал Маелштром, и уже потом выходил в Радианс. Ох, хочу вспомнить что-то еще… но я в доте уже так долго, все воспоминания перемешались.

– Ты говорил, что придумал смещаться в чужой лес для фарма, когда враг группируется и идет вас пушить…

– Погоди, это я так сказал, что придумал это? Мне так не кажется.

– Ну да, сейчас это кажется очевидным, но ты говорил, что в старые времена Доты люди не знали, что делать, когда враг их зажимал. А ты старался выжимать фарм из каждой секунды времени.

– О… Но неужели я правда сказал, что придумал это? Ха-ха, ну я бы мог сказать, что мне нравится так делать. А так звучит очень уж претенциозно! Уф, прости, так каков вопрос?

– Можешь ли назвать подобные макро-концепты, которые были открыты совсем недавно, но уже широко используются?

– Хм. Так, ну я, разумеется, не буду называть самые-самые последние идеи, которые мы в команде сейчас обсуждаем или разрабатываем. Но. Я думаю, не так давно появился очень значимый концепт скорейшего отпуша средней линии. Потому что мид – самая короткая линия, и на ней ты быстрее всего замечаешь врага.

Все знают, что если пачка крипов зайдет на вражескую часть карты и начнет бить вышку, а враг ничего не делает – это звоночек, что он скорее всего готовит какой-то выход. Поэтому если вы далеко толкнете мид, вы быстрее всего узнаете, что задумал противник. А если враг все-таки показался на миду, во многих ситуациях это даст вам свободу отпуша боковых линий. И уже потом, исходя из того, показался ли враг на боковых линиях – вы получите дополнительную информацию. Ведь Дота – это игра про ограниченную информацию. И ты пытаешься собрать ее по кусочкам.

Вот почему часто можно увидеть, что прожавшие смок команды прожимают заклинания в пачку крипов на миде прямо из смока. Чтобы враг не был уверен, где вы находитесь. Ведь если линия будет стоять на месте и никто не пытается ее толкнуть – ваш противник тут же поймет, что здесь что-то не так. Если присмотреться, то можно увидеть, как в про-играх часто пингуют именно на положение средней линии, имея в виду: «парни, смотрите, они что-то готовят».

– После победы Wings на TI было мнение, что они вывели на новый уровень принцип гангов маленьким группками героев, показывая самого опасного на линии.

– Я не думаю, что Wings именно в этом были хороши. Их фишкой был контроль двух линий сразу и прессинг от этого контроля. Например, Тайдхантер толкает боковую линию, Разор толкает мид. И в зоне между ними – герои, которые могут атаковать любую из этих двух линий.  

Тогда уже все знали, что надо показаться перед смоком и что не стоит выходить в смок в пятером. По-моему, этот концепт взлетел еще в 2014 году.

– А в 2013-м так не делали?

– В 2013-м? Кажется, первым человеком, который действительно глубоко продумывал смоки, был s4. У него были очень интересные задумки, например – выходить в смок только днем. Потому что днем, выходя из смока, вы увидите врага раньше, чем он увидит вас. А ночью, когда смок пропадает, вы видите друг друга одновременно. И вот он также думал, какого героя лучше показать на карте, прежде чем выйти в смок.

И вот, как я уже сказал, этот концепт взлетел в 2014-м – потому что люди копировали Alliance. В 2013-м Alliance делали это лучше всех, и поэтому они были лучшей командой в мире. В 2014-м их идеи уже использовались. И это одна из причин, почему топ-команды долго не остаются на вершине.

В последние годы, конечно, есть некоторые исключения, например Liquid, можно сказать и Evil Geniuses. Топ-команды остаются сильными, но все-таки они уже не настолько неудержимая сила. Неудержимая сила сейчас – это Secret, у них есть идеи, которые очень круты, и остальные пытаются их понять. И может быть в будущем мы будем говорить: «да, вот что Secret делали, вот чему мы научились у Secret». И я уверен, что у каждой команды сейчас есть свои гипотезы по поводу того, что делает Secret такой сильной. И все пытаются скопировать их идеи и встроить в свой геймплей. Это просто слишком сложно.

– И ты тоже сейчас этим занимаешься?

– Конечно! Ты всегда смотришь за топ-командами, и пытаешься их раскусить, но при этом ты думаешь, что же сделает топовой именно твою команду. Потому что если ты просто полностью скопируешь Secret, ты будешь теми же Secret, только похуже. Что само по себе не так уж плохо. Но ты ведь даже не сможешь скопировать их так, чтобы быть просто Secret похуже, ты будешь гораздо хуже.

Поэтому надо взять лучшие элементы игры, встроить в свою игру и сформировать собственное лицо.

– У тебя были моменты, когда ты думал, что придумал что-то гениальное в макро? Например, во Fnatic.

– Мм… да!

– Приведешь пример?

– Нет.

– Ха-ха.

– Слишком недавний период. Извини.

– А если подальше зайти? Например, в Evil Geniuses?

– В EG мне нравилось следующее: ты выдавливаешь врага из своего леса, затем вардишь подходы к своему лесу, затем вы собираетесь и заходите в чужой лес. Естественно, враг перемещается в твой лес. И тут его можно убить, на вардах, которые ты заранее поставил.

Вообще, у доты уже настолько богатая история… И сейчас можно увидеть, как работают стратегии восьмилетней давности. Некоторые основные концепты никуда не денутся, потому что жанр игры, или вернее сказать основы игры не изменились. Просто люди стали лучше, и появилось больше концептов и тактик.

– У Fnatic-2018 было сразу два сверхразума, ты и Энви… 

– Я и кто?

– Энви.

– Ооо да, сверхразумы, ну конечно! Ахаха…

– Итак, у вас был в целом неплохой сезон, но на TI вы провалились. В чем причина?

– Мне кажется, у тех Fnatic был серьезный потенциал. Вот вспомнить только… нет, я правда не знаю, что произошло на том TI. Это было так странно. Наш буткемп прошел не идеально, но мы приехали с очень мощными идеями. Мы приезжаем, и бьем Ликвид. То есть, да, там было 1-1, но мы размазали их в обоих играх. Ту карту, которую мы проиграли, мы должны были забирать. Повели 9к очень рано, а потом собрались у Рошана вместе и все погибли.

– Помню игру против Mineski, где Абед на Хускаре залетел под фонтан.

– Да! Просто классика. То, что случилось на том TI… в первые день мы переиграли пару очень серьезных команд. Kuroky сказал нам после турнира, что ожидал увидеть нас минимум в топ-6. И мы сами ждали того же. Не знаю, мы как будто попытались слишком много поменять после первого дня. Мы гипертрофировали наши идеи. И они вдруг превратились из чего-то естественного, что объединяло нас и помогало нам понимать друг друга, в искусственное самопозиционирование. В попытку соответствовать придуманному нами же стилю, когда должно быть наоборот.

– Как оценишь выступление EE на том турнире?

– Честно говоря, я не очень хорошо помню индивидуальные действия. Я считал, что наша главная сила – возможность прикрыть и поддержать друг друга, следовать одной идее. Не думаю, что игра Энви на TI была какой-то суперкрутой или суперужасной, но… она была как минимум ниже того уровня, что он сам от себя ожидал.

– Там были моменты, которые просто не поддаются объяснению. Например, он на ТБ бежит за Пугной. Но у Пугны на 30 больше мувспида, и она еще успевает спамить Nether Blast. Энви был с полным здоровьем, Пугна на лоухп. Но в итоге Пугна убивает Энви.

– У меня стерлось это из памяти, но я уверен, что так оно и было. Но ведь в этом весь Энви, не правда ли? 😀

– Так на что он рассчитывал? Как можно убить героя, если у тебя скорость меньше?

– Ага, да кто ж поймет. Не помню этот момент, но верю, что такое происходило постоянно. Но с другой стороны, он мог сотворить что-то, что никто не ожидал. Играешь против его Террорблейда – “ой, у него BKB и Dagger. Ой, мы все умерли”. Он такой игрок. Ты знаешь, что он будет делать в твоей команде.

– А после таких мувов не было напряжения в команде? Вообще, я был бы уверен, что было, если бы он при этом не играл на остальных. 

– В доте легко разозлиться, если ты играешь паблик. И кто-то делает ошибки. Но на про-сцене ситуация несколько иная. В пабах ты не уверен, хочет ли твой тиммейт вообще победить. А в соревновательной доте очевидно, что каждый делает все, что может, ради победы. Они не просто в твоей команде, они в твоей КОМАНДЕ.

Я очень много играл с Энви, и не могу вспомнить момента, чтобы кто-то всерьез разозлился из-за его ошибок. Это просто неестественно для про-доты. Возможно, в каких-то моментах он и делал такие глупости, что могло появиться желание на него заорать – но я не представляю зачем. Это никак не поможет команде.

– Поправь меня, если я не прав: мне кажется, что если игрок долго играет жертвенную роль, его микро слабеет. Ты привыкаешь к мысли “моя команда меня затащит” и перестаешь строго относиться к своим ошибкам. Возможно, это произошло с Мату и Энви?

– Пожалуй, это заблуждение. Играть на жертвенной роли – не значит быть худшим игроком в команде. В эру Liquid на протяжении всех этих лет, Матумба, на мой взгляд, был лучшим игроком этого состава, и они наверняка сами так считали. Скорее, как и говорил Куроки, им просто нужны были изменения.

Игрок может растерять форму на любой роли. Я не думаю, что это как-то связано с понятием жертвенной роли. Если игрок в такой роли хорошо исполняет свои обязанности, то недовольство он почувствует только если остальные члены команды и тренер не доносят до него как он важен для успеха.

Но, конечно, если игрок свыкся с тем, что его тащат, то его личный интерес к игре упадет, и тогда он станет хуже играть. И также, если игрок, как ты сказал, отыгрывает жертвенную роль, а потом читает какие-нибудь глупые сайты, где его обкладывают после каждой игры – даже при том, что он делает в точности то, что нужно команде – да, возможно, у него упадет самооценка, и уровень игры, соответственно, тоже. Просто потому, что он перестанет получать удовольствие от игры.

– Тогда почему карьера Энви идет на спад? 

– Ну, во-первых, я не считаю, что Энви играет жертвенную роль.

– Иногда он оставался на линии совсем один, добивал 10 крипов к 7-й минуте, зато фармили Юниверс и Диджей. Не припомню других команд, которые бы настолько оставляли первую позицию без поддержки в первые минуты.

– Да, но иногда это просто грамотная дота. В разных ситуациях ты стремишься обеспечить хороший старт разным героям. И часто это не керри. Ты хочешь дать стартовый буст тем героям, которые смогут использовать его, чтобы затем помочь команде. Попробую привести пример из тех героев, что сейчас популярны…

Предположим, вы забустили Свена. Окей, он нажал ульту и пошел бить эншентов. А остальная команда останется в заднице, потому что вы пожертвовали своим стартом, а ваш сильнейший герой бьет эншентов. И поэтому лучше, чтобы хороший старт получил Бистмастер. Потому что в таком случае он пойдет и прожмет Roar в кого-нибудь и убьет. Так что Энви просто делает то, что лучше для команды.

– Так ты не считаешь, что он стал хуже играть?

– Да нет, стал.

Если навскидку прикидывать, как ему камбэкнуть… Мне кажется, ему надо взять небольшой перерыв, чтобы перезарядиться. Людям всегда нравилось в нем, что он продолжает бороться несмотря ни на что. Но в текущей ситуации ему нужна пауза в две недели, а то и в месяц. Какое-то время, совсем чуть-чуть, вообще не играть в доту. А потом поспамить пабы и разобраться, что он хочет делать в игре. Подняться высоко в лидербордах. И затем собрать команду людей, которые поверят в него после этих результатов.

А сейчас суперстранная ситуация. Он присоединяется к разным командам, игроки в которых… он сам в них не верит. Я знаю, он идет в команды, в которых не хотел бы быть.

– Вы еще общаетесь?

– Нет. Ну, если бы мы встретились, мы бы пообщались. Но я не пишу ему каждый день или что-то в этом роде.

Вообще, я почти ни с кем не общаюсь в Доте, кроме людей из моей команды. Здесь сложно поддерживать контакт. У тебя друзья либо в игре, либо в жизни.

Добавить комментарий